все статьи        на главную          туристские маршруты в Карелии          фотоальбомы     

Евгения Цветкова
Заповедный край. Река Илекса - Водлозерье.

Национальный парк "Водлозерский" образован в 1991 г. на территории республики Карелия и Архангельской области с целью сохраненения уникального комплекса озера Водлозера и бассейна реки Илекса, а также возрождения историко-культурного наследия этого края и развития туризма и отдыха в естественных природных условиях.

Территория парка (площадью около 0,5 га) представляет собой массив девственной тайги с многочисленными озерами и густой речной сетью. Почти полное отсутствие дорог и чрезвычайно высокая заболоченность (более 40%) делают его территорию труднодоступной. В бассейне реки Илексы до сих пор сохранились участки болот и лесов, где не ступала нога человека. Именно здесь расположено более 2/3 площади парка.

Река Илекса берет начало возле кряжа Ветреный Пояс, который был открыт географом Т. Н. Карбасниковым в конце 30-х годов XX века. Для путешественников он представляет не только познавательный, но и романтический интерес: к нему одинаково сложно добираться как со стороны Северной железной дороги, так и от деревни Куганаволок. Кряж состоит из цепи отдельных гор высотой 200-350 м. Пояс сложен уникальными породами - коматиитовыми базальтами и коматиитами, равных которым по степени сохранности нет на всем Фенноскандинавском щите.

Илекса, что в переводе означает "верхняя река", вытекает из оз. Калгачихинского и впадает в озеро Водлозеро. Длина реки равна 115 км, ширина колеблется от 30-100 м на порожистых участках до 1,3 км (ниже оз. Тун). Она протекает через множество озер, которые оказывают подпорное влияние на сток воды в реке, особенно весной. На Илексе расположены 12 порогов, они начинаются выше оз. Монастырского и заканчиваются на пор. Подсиговец. Наиболее порожистый участок между нежилыми деревнями Луза и Калакунда. Самые яркие впечатления оставляют пороги возле озера Лузское.

Ближе к устью реки течение становится менее интенсивным. Преодолев пороги, можно расслабиться и вдоволь насладиться природой. Водлозеро - поистине чудесный и удивительный край. Здесь человек растворяется в природе, в полной мере ощущает себя частичкой Вечного и Великого. Огромные сосны-великаны, бесконечные пространства болот, низкое небо с резкими очертаниями облаков, суровость водлозерских вод, заброшенные деревни, старинные часовни, а главное - отсутствие людей создают ощущение сказки, иного, особого мира.

В Водлозерье сохранилось множество памятников природы, истории, архитектуры, что является прямым свидетельством процветания края в прошлом. На берегах Илексы и Водлозера обнаружены стоянки древних людей эпохи неолита. Осенью, когда спадает вода, с легкостью можно найти осколки сосудов и каменные орудия, которыми пользовались наши предки много веков назад.
Интересно, что здесь на протяжении почти четырех веков соседствовали две культуры - языческая и христианская. Изначально берега Водлозера населяли финноязычные племена, что нашло отражение в топонимике.

Примерно в XII веке в Водлозерье из Новгорода пришло русскоязычное население, принеся с собой свою культуру и новую религию - христианство. С XVI века сто лет край процветал, через Водлозеро проходил знаменитый соляной путь из Белого моря. Затем наступил период упадка. Известный исследователь И. С. Поляков, побывав в Олонецком крае в конце XVIII в. , писал: "За Пудожем, по направлению к северу и в подсеверные страны, начинается истинная сибирская тайга. Тележные дороги здесь кончаются; в разные стороны расходятся только тропинки, по которым люди смелые и состоятельные ездят верхом, рабочие идут пешком; есть и такие особы, которые из опасения слишком утомиться или же оставить на дорожке голову или ребро - никогда на них не заходят."

Такая труднодоступность способствовала сохранению особой культуры в Водлозере. На берегах озера, где некогда находились языческие святилища, можно увидеть камни-жертвенники, так называемые сейды. Это огромные камни с плоской поверхностью, опирающиеся на каменные же подставки. Сейды можно встретить на берегу острова Малый Калгостров, где находится один из памятников русского северного деревянного зодчества - Ильинский погост. Можно предположить, что здесь некогда находилось языческое святилище. С приходом христианства это место не утратило своего значения, но на смену языческим богам пришли православные святые. Заметим, что Ильинский погост - единственный памятник архитектуры на Русском Севере, где сохранилась уникальная ограда вокруг храма. Именно она послужила основой для реконструкции ограды знаменитого Кижского погоста.

Вплоть до середины 90 -х годов XX века считалось, что традиция "карсикко" свойственна лишь карельскому и вепсскому населению Карелии, но в 1997 году на Водлозерье были обнаружены деревья, помеченные "карсикко". Человек выделял деревья путем обрубания веток или нанесения затесей с изображением косых и прямых крестов, "змей", инициалов людей и пр. По своей функции деревья-"карсикко" могли быть промысловыми, придорожными, пограничными, намогильными.

Культ деревьев настолько силен и сегодня, что жители Водлозерья (водлозёры) приходят не только в часовни, храм Ильи Пророка, но и к деревьям-часовням. Такие заветные деревья можно встретить и на Илексе, "карсикко" нетрудно увидеть возле деревни Калакунда (что в переводе означает "племя рыбы").

Фольклорные данные также свидетельствуют о слиянии языческих и христианских верований на данной территории. Здесь можно услышать былички о духах природы, о нечистой силе, о заветных островах и рощах, о "недобрых" местах. Наверное, не случайно этнографы выделяют водлозёров в особую локальную группу русских.

Фото С. Рыбин

2005